Рассмотрено, утверждено: Утверждаю:
- совет. Директор МБУДО «ЦДО «Радуга»
Протокол от _________.№__ Приказ № ___ от ___________
_________________(О.Н. Рудакова)
Положение о наставничестве
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета (далее – МБУДО «ЦДО «Радуга») разработано в соответствии с:
· Конституцией Российской Федерации;
· ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008)
· Уставом МБУДО «ЦДО «Радуга»
- Наставничество - разновидность индивидуальной методической работы с педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа или ССУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
- Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагогического работника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения.
2. Цели и задачи наставничества
- Целью наставничества в ЦДО «Радуга» является оказание помощи молодым педагогическим работникам в их профессиональном становлении, а также формирование в Центре кадрового ядра.
- Основными задачами наставничества являются:
· привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за¬крепление педагогов в учреждении дополнительного образования детей
· ускорение процесса профессионального становления педагогических работников и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
· адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагогического работника.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора Центра.
3.2. Методическую помощь молодым педагогам осуществляет методист-наставник, педагог-наставник, имеющий системное представление о педагогической деятельности и работе Центра. Методист – наставник, педагог-наставник подбирает консультантов-наставников в области предметной специализации из наиболее подготовленных, обладающих высоким профессиональным уровнем, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом.
3.3. Кандидатуры консультантов-наставников согласовываются с директором.
3.4 Назначение консультанта-наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора Центра с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.5. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
· впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
· выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
· педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и ов-ладения новыми практическими навыками;
3.6. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
· увольнения наставника;
· перевода на другую работу подшефного или наставника;
· привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
· психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества.
4. Обязанности наставника
· знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
· разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа-гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
· изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу Центра, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения;
· проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеучебных мероприятий; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
· личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, при необходимости корректировать его поведение в Центре, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
· участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически информировать руководство Центра о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
· подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника
· давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
· подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников Центра по согласованию с руководителями отделов, в которых реализуется наставничество;
· требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора Центра.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
· изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности Центра и функциональные обязанности по занимаемой должности;
· выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
· постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
· учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
· совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
· периодически отчитываться о своей работе перед наставником
7. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
· вносить на рассмотрение администрации Центра предложения по совершенство-ванию работы, связанной с наставничеством;
· защищать профессиональную честь и достоинство;
· знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
· повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
· настоящее Положение;
· приказ директора Центра об организации наставничества;
· планы работы педагогического, методического советов, отделов Центра, на которых рассматривались вопросы наставничества;
· протоколы заседаний педагогического, методического советов, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.
|