Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол ________________
|
Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДО «Радуга»
__________________ О.Н. Рудакова
Приказ ________________________
|
Положение
о работе с одарёнными детьми
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
"Центр дополнительного образования "Радуга" г. Тайшет
1 .Общие положения.
1.1.Настоящее положение регламентирует деятельность МБУДО «ЦДО «Радуга» с одаренными детьми и разработано в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Конвенцией о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- ФЗ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008);
- Уставом МБУДО «ЦДО «Радуга»
1.2.Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. «Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» («Рабочая концепция одаренности»).
2. Цель и задачи.
2.1.Цель - создание эффективной системы работы с одаренными детьми через организацию социально-педагогических условий для оптимального развития индивидуальных способностей детей.
2.2.Задачи:
- Разработка системы выявления одаренности обучающихся с использованием различных диагностик и дальнейшее педагогическое их сопровождения в течение всех лет обучения в «Радуге»;
- Разработка образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей;
- Применение современных развивающих образовательных технологий для ведения воспитания, обучения одаренных детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию творчества, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;
- Организация исследовательской деятельности одаренных обучающихся;
- Социальная и психологическая поддержка одаренных детей;
- Развитие разнообразных методов и форм стимулирования и мотивации одаренных детей.
3. Организация образовательного процесса.
3.1.Система работы с одаренными детьми в ЦДО «Радуга» осуществляется посредством:
- выполнения положений, регламентирующих работу с одаренными детьми в различных сферах деятельности учреждения;
- разработки и выполнения индивидуальных образовательных маршрутов, образовательных программ для одаренных детей;
- расширения творческого пространства для проявления детской одаренности;
- проведение различных по форме и содержанию мероприятий пропагандирующих среди обучающихся необходимость развития способностей ;
- проектную и исследовательскую деятельность обучающихся;
- вовлечения законных представителей одаренных детей в процесс образовательной и иной деятельности учреждения с одаренными детьми;
3.2.Работа с одаренными детьми начинается и проводится в большей степени в творческом объединении: в группах - дифференцированно, индивидуально - по программам индивидуального образовательного маршрута и общем детском коллективе учреждения.
3.3.Организация образовательного процесса по индивидуальным образовательным маршрутам осуществляется на основе учебного плана (вариативная часть) учреждения и регламентируется расписанием занятий. Выделение вариативных часов для обучения одаренных обучающихся осуществляется:
- на основе списка одаренных детей, составленного педагогом на основе психолого-педагогических диагностик;
- результатам наблюдения педагога за обучающимися;
- реальными достижениями обучающегося на протяжении всех лет его обучения в учреждении.
Списки одаренных детей ежегодно на начало учебного года, в процессе утверждения учебной нагрузки педагога, подаются в информационно- методический отдел учреждения, заверяются директором учреждения и представляются зав. учебной части. Выделение учебных часов осуществляется из расчета: 2-3 часа на малую учебную группу одаренных детей (от 3 до 5 обучающихся). В рамках этих часов и групп педагог реализует групповые, индивидуальные формы обучения с целью развития детской одаренности, подготовки обучающихся к творческим мероприятиям.
В отдельных творческих объединениях развитие одаренных детей осуществляется на основе уже утвержденных образовательных программ, составленных для индивидуального обучения. В качестве индивидуальных образовательных маршрутов приемлемы календарно- тематические планы организации индивидуальной исследовательской работы одаренных детей, планы по подготовке к творческим конкурсам, выставкам, планы по подготовке и реализации общественно значимых проектов.
3.4.Продолжительность академического часа занятия с одаренными детьми составляет 40 минут (для детей дошкольного возраста - 30 минут) с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями.
3.5.Педагоги к началу учебного года составляют перспективные календарно- тематические планы реализации вариативных часов, подробные планы подготовки и участия конкретных одаренных детей в конкретных творческих мероприятиях разного уровня, с учетом индивидуальных возможностей и достигнутых успехов каждого ребенка. По данным спискам разрабатывается план работы учреждения, план выполнения программы «Одаренные дети», действия администрации учреждения по привлечению средств по обеспечению участия в них обучающихся, для своевременному осуществлению необходимых организационных мер.
4. Участники образовательного процесса.
4.1.Участниками образовательного процесса по работе с одаренными обучающимися являются: - обучающиеся ЦДО «Радуга», обладающие следующими типами одаренности: академическая, интеллектуальная, спортивная, творческая, художественная, социальная (лидерская);
-родители и другие законные представители обучающихся;
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги-психологи, социальные педагоги;
-творческая группа педагогов, работающих с одаренными детьми, создаваемая сроком на 1 год.
4.2.Общее руководство работой с одаренными детьми осуществляет заместитель директора по УВР, с участием педагогических работников и методистов.
5. Права, обязанности педагогических работников,
осуществляющих работу с одаренными детьми
5.1. Права, обязанности и ответственность педагогических работников определяются их должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом ЦДО «Радуга», настоящим Положением, целевыми, опытно-экспериментальными, инновационными программами учреждения.
5.2.Педагоги дополнительного образования несут ответственность перед детьми, их родителями (законными представителями), администрацией учреждения за качественную организацию образовательного процесса, за применение в образовательном процессе эффективных форм, методов, средств обучения, за несвоевременное и ненадлежащее исполнение своих функций.
5.3.Права, обязанности и ответственность обучающихся определяются Правилами поведения, Уставом и настоящим Положением. Качественное развитие детских способностей возможно лишь при активной познавательной деятельности самого ребенка.
5.4.Педагоги дополнительного образования, обучающиеся и их родители несут ответственность за порчу имущества, оборудования, инвентаря в соответствии с существующим законодательством.
5.5.В ходе проведения обучающих занятий и мероприятий педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей - участников образовательного процесса.
5.6.Результаты работы педагогов с одаренными детьми учитываются и поощряются за счет стимулирующих выплат, премий.
6. Условия работы с одаренными детьми.
6.1.Для осуществления образовательного процесса по программам дополнительного образования, по программам, планам индивидуального обучения в ЦТР и ГО создаются максимально комфортные условия для развития личности ребенка.
6.2.Администрация ЦДО предоставляет для осуществления обучения детей данной категории необходимые помещения (учебные кабинеты, актовый и выставочные залы) для организации образовательного процесса, индивидуальных занятий, проведения воспитательных и досуговых мероприятий.
6.3.Администрация ЦДО «Радуга» обеспечивает условия для повышения квалификации, профессионализма педагогов, работающих с одаренными детьми.
6.3.Для участия одаренных детей в творческих конкурсах, научно- практических конференциях и иных мероприятиях, связанных с демонстрацией достижения обучающихся с выездом за пределы муниципального образования допустимо привлечение администрацией учреждения родительских средств, с согласия родителей и иных законных представителей обучающихся, спонсорской помощи, бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Одаренные дети».
6.4.Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть:
- увлеченным своим делом, профессионально грамотным, прошедшим обучение на курсах по подготовке к работе с одаренными детьми;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
-имеет право на поощрение своего труда с одаренными детьми из фонда стимулирования труда.
7. Подведение итогов.
7.1.Подведение ежегодных итогов работы с одаренными детьми осуществляется:
-через определение результатов участия каждого одаренного ребенка в конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях различного уровня (творческого объединения, учрежденческий, муниципальный, областной, региональный, всероссийский, международный), очной и заочной формах;
на основе отчетов педагогов о выполнении индивидуальных образовательных маршрутов, программ, планов;
- на основе заключения администрации учреждения по итогам посещения массовых мероприятий для одаренных, способных детей.
7.2.Педагоги обязаны своевременно подавать сведения о достижениях обучающихся в информационно-методический отдел в виде копий наградных материалов и иных письменных свидетельств (сертификаты, благодарственные письма и др.); хранить такие сведения в своих рабочих портфелях, пропагандировать достижения обучающихся различными формами и доступными средствами (форма отчета утверждается методическим Советом учреждения).
|