Муниципальное
казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом
детского творчества г.Бирюсинска
Личностно-ориентированный
подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями в практике
дополнительного образования.
Подготовил:
педагог дополнительного
образования Тун-куй-сю Н.В.
Г. Бирюсинск
2012 год
Специалисты отмечают, что количество детей
с ограниченными возможностями здоровья растет. Некоторые заболевания позволяют детям
посещать обычную школу, другие проходят обучение в специальных (коррекционных)
школах, а есть дети, которые вынуждены большую часть времени проводить в стенах
своей квартиры. Учитывая особенности детей, воспитание и обучение их становится
сложной задачей. Система школьного образования не имеет ресурсов для
компенсации социальных и психологических отклонений детей с ограниченными
возможностями. Родители не достаточно компетентны для решения сложных
социально-педагогических проблем. Поэтому, именно дополнительное образование в
сотрудничестве с учреждениями социальной реабилитации может взять на себя
функцию социально-педагогической коррекции, адаптации и интеграции детей с
ограниченными возможностями в социуме.
Чтобы
поддержать ребенка с ограниченными возможностями и укрепить его самооценку,
необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, мы
стараемся помочь ему поверить в себя и свои способности. Поэтому педагогической
целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями,
где они бы чувствовали себя в безопасности, где могли бы раскрыться творчески.
Такими условиями являются занятия в творческом объединении «Журавлик».
Атмосфера занятий в творческом объединении позволяет раскрепоститься, ведь
здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей. Для
признания результатов творчества детей создаются условия по организации
выставок работ.
Наши воспитанники постоянно учувствуют в
городских и районных конкурсах прикладного творчества. Педагог-психолог и
педагог коррекционно-развивающего обучения проводят с детьми открытые занятия.
Для детей с ограниченными возможностями в Доме творчества часто проводятся
праздники, которые стали уже традиционными. Почти все творческие объединения
учувствуют в проведении мероприятий в данной группе.
Не маловажное значение для развития детей с
ограниченными возможностями имеют коррекционно-развивающие занятия. Содержание
коррекционно-развивающих занятий направлено на решение следующих задач:
- формирование
представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование
коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми:
- формирование
социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
- развитие
познавательных процессов;
- элементарное
предметно-практическое обучение, которое должно соответствовать уровню
психических возможностей ребенка;
- развитие
мелкой моторики рук;
- формирование
познавательного и социального мотивов учения.
В соответствии с поставленными задачами
занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании
занятий используются игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной и
зарубежной литературе, а так же авторские находки. В качестве основных методов
и приемов используются:
- имитационные
игры;
- чтение и
обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание
конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- дискуссии;
- беседы.
Система воспитательной работы направлена
на достижение следующих результатов:
-
сформированность навыков социального поведения и мотивов учения;
- проявление
творческой активности;
- осознание
своей самоценности и равнозначности;
- самореализация
и саморазвитие.
Основными
принципами организации коррекционно-развивающего процесса являются:
- учет общих
специфических и индивидуальных особенностей нарушений детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- комплексный
психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с
нарушениями зрения;
- модификация
учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение
учебного материала и изменение темпа его прохождения;
-
дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и
способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных
форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, а
так же методики индивидуально-подгруппового обучения;
- система работы
по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Вариативность
программ и средств воздействия, адаптивные возможности
воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплектность
общего процесса обучения создают единую и стройную модель социальной адаптации
детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающие занятия в творческом
объединении «Журавлик» во многом напоминают занятия в детском саду, прежде
всего за счет своей игровой направленности. Доля дидактических заданий и
упражнений для выработки учебных умений и навыков увеличивается постепенно,
хотя игровая форма занятий остается важным организационным условием
образовательной среды в течение всего периода обучения.
Занятия проводятся индивидуально или
маленькими подгруппами, так как дети разные по возрасту и по развитию. Цикл
занятий у нас открытый (без определения количества занятий по теме и даты
окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов
как организационного, так и содержательного характера. Обучение детей
производится в соответствии с учебным планом, разработанным на основе программы
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией
Бгажноковой И.М. Индивидуальные занятия связаны с коррекцией восприятия речи, памяти и внимания, развития мелкой и
общей моторики. На каждого ребенка, с которым ведется работа, составляется
карта индивидуального развития, для оформления которой необходим сбор сведений
об обучающемся. Общие сведения заполняются со слов матери, на основании
имеющейся документации. Затем исследуется психологическая база: речь, внимание,
восприятие, мышление, далее состояние общей и ручной моторики. На основе
собранной информации индивидуальные занятия строятся таким образом, что бы
добиться наилучших результатов, т.е. для каждого ребенка я подбираю такие
задания, с которыми он может справиться наиболее успешно. Детям с задержкой
психического развития и с глубоким недоразвитием интеллекта даются задания меньшей
степени сложности, чем детям с нарушениями речи и слуха.
Поддерживанию
интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов. Каждое
занятие предусматривает использование рисуночных тестовых заданий на развитие
познавательных процессов.
В
своей работе наиболее приемлемыми я считаю такие методы работы, как: рассказ,
беседа, описание, объяснение педагогом и другие, в которых основная роль
принадлежит педагогу. В этом случае задача обучающихся сводится к тому, что бы
следовать логике рассуждений, понимать излагаемый материал, запомнить его и
суметь в последующем воспроизвести. Слово педагога служит обучающимся образцом
устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет понятийный аппарат и
активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес
к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания. В связи с
этим я придерживаюсь следующим правилам
изложения учебного материала:
- учебный
материал должен быть научно достоверным;
- учебный
материал должен быть изложен в определенной последовательности;
- изложение
учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, что бы быть
понятным и доступным умственно-отсталым детям;
- учебный
материал близок и интересен для обучающихся, я стараюсь приводить примеры из
окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;
- устное
изложение я сочетаю с показом наглядных пособий.
В нашем творческом объединении есть дети с
различными дефектами речи. И хотя над исправлениями этих дефектов работает
специалист-логопед, я совместно с другими педагогами тоже веду работу по коррекции речи обучающихся. Если
излагать материал в быстром темпе, то ребенок не успевает за речью педагога,
внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает.
Ребенок перестает слушать и слышать, выключается из работы. Моя речь должна быть проста в структурном
отношении, понята детьми и немногословна. Поэтому я провожу специальную
обработку учебного материала с целью наиболее полной его адаптации к
индивидуальным особенностям обучающихся в данной группе.
Для развития речи детей с ограниченными
возможностями особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование
речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является
необходимой частью коррекционно-развивающей работы. Систематические занятия по
развитию речи проводятся по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по
развитию речи, я внимательно прислушиваюсь к тому, о чем и как говорят дети,
учу их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу
употреблять слова. Из-за недостаточного сенсорного опыта у некоторых детей
наблюдается разрыв между предметным и практическим действием и его словесным обозначением.
Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по
развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализа предметов и
функциональным действием с ними.
Так как основным методом сообщений новых
знаний на моих занятиях является рассказ, ему уделяется основная часть занятий.
Использование методов демонстрации и наблюдения позволяют формировать у детей с
ограниченными возможностями здоровья умение сравнивать и соотносить натуральный
объект с его моделью, обогащает чувственный опыт умственно-отсталых детей.
Так же на своих занятиях я использую
технические средства обучения. В условиях нашего кабинета мы имеем возможность
просматривать кино и мультфильмы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
недостаточно готовы к обучению в школе по общеобразовательным программам, а в
нашем творческом объединении задания для каждого ребенка подбираются
индивидуально с учетом их возраста, диагноза и других особенностей. В марте
2012 года на данной группе проводилось открытое занятие по теме
«Пространственные ориентировки». Целью урока было научить детей ориентироваться
в комнате. На занятии присутствовали дети с нарушениями речи. Так как в данной
подгруппе были девочки 5-7 лет, я использовала такие игры, как «Расставь мебель
для кукол», «Сервируй стол», которые были наиболее интересны именно этим детям.
Все девочки любят играть в кукол, поэтому благодаря удачно подобранным заданиям
цели урока были достигнуты, дети получили массу положительных эмоций.
Особенностью организации образовательного
процесса в нашем творческом объединении является включение в учебный процесс
родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через формирование у
родителей адекватной оценки возможностей ребенка и создание системы индивидуального консультирования
для родителей.
На открытом занятии «Самый дорогой человек
на свете» присутствовали дети с глубокой умственной отсталостью и синдромом
Дауна. Для таких детей было важно, что бы мамы присутствовали вместе с ними на
занятии и совместно с детьми выполняли задания. Благодаря этому занятие прошло
успешно и дало хорошие результаты. Дети вели себя более свободно и
раскованно, успешно справились с
заданием.
На своих занятиях, учитывая контингент обучающихся, я должна
ориентироваться, прежде всего, на личностное развитие ребёнка в социальном
плане, стремиться помочь обучающемуся увидеть свое место в социуме, научить его
ставить перед собой цели, находить социально приемлемые для их достижения пути.
За время существования творческого
объединения «Журавлик» многие дети, которые посещали наши занятия, получили
возможность обучаться в школе. Некоторые дети ходили к нам 5 и более лет,
некоторые 1-2 года, и этого было
достаточно для того, что бы ребенок мог пойти в школу и чувствовать себя там
комфортно. Так же, коррекционно-развивающие занятия помогают детям общаться со
сверстниками. Создаются условия для
того, что бы учащиеся могли заниматься с интересом, развивается способность
переживать за другого, сочувствовать, стремиться оказать помощь человеку,
попавшему в трудную ситуацию. Дети становятся отзывчивыми, чем дольше ребенок
посещает творческое объединение, тем реже у него проявляется тревожность,
агрессивность по отношению к другим детям. Если занятия проводятся
индивидуально, то на перерыве между ними наши дети с удовольствием проводят
время вместе, что способствует сплочению группы.
Учитывая не равные возможности и
способности детей, педагоги нашего Дома детского творчества намерены каждому из
них дать столько, сколько он сам сможет взять.
Посещая комнату общения, дети общаются друг с
другом, с педагогами, со здоровыми детьми и родители видят, что проблемы не только у них.
Общение сплачивает их, они находят много друзей. В этом году родители привели к нам
много маленьких детей с ограниченными возможностями здоровья, это говорит о
том, что такой центр общения нужен нашему городу, он востребован.
|