Суббота, 18.05.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РАДУГА" Г. ТАЙШЕТА

Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Детская безопасность [7]
Детская безопасность
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ" [27]
Нормативная документация [0]
Нормативная документация
Структура ЦТР и ГО "Радуга" [0]
Структура ЦТР и ГО "Радуга"
Мои статьи [9]
Педагоги [3]
Коллектив
МОЦ [2]
МОЦ
Наши мероприятия [41]
Наши мероприятия
ОТЧЕТЫ [18]
ОТЧЕТЫ
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ [27]
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ [41]
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Управленческий опыт [3]
УО
Творчество кружковцев [0]
ТК
Парламент [2]
парламент
Послушные узелки [0]
объеденение
Фантазия [0]
объеденение
Лоскуток [0]
Объеденение
сверкающий мир [0]
объединение
Дива [0]
объединение
Домовенок [0]
Объединение
Сибирячок [0]
Объединение
Микс [0]
объеденение
Лукоморъе [0]
Объединение
Экскурсоводы [0]
Объеденение
Солнышко [0]
солнышко
Форте [0]
форте
Амплуа [0]
амплуа
Свежий ветер [1]
свежий ветер
импульс [0]
импульс
НАША ГАЗЕТА [7]
НАША ГАЗЕТА
Пед коллектив [0]
ШРЭР [1]
Метод разработки [39]
АНОНСЫ [0]
Полезные ссылки [0]
РАЙОННЫЙ КЛУБ ЗНАТОКОВ "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" [19]
РАЙОННЫЙ ДЕТСКИЙ ПАРЛАМЕНТ [19]
КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ, ИГРЫ [43]
для родителей [16]
Юбилей [9]
ПРОГРАММЫ [28]
Программы ЦТРиГО "Радуга"
Программы [0]
Локальные акты [38]
Локальные акты
Планы [6]
Планы
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [17]
Дошкольное образование
Инновационная, опытно-экспериментальная работа [3]
Инновационная, опытно-экспериментальная работа
Фотоальбомы [0]
Фотоальбомы
АРХИВ [0]
АРХИВ
Сведения об образовательной организации [55]
Сведения об образовательной организации
Краеведы Тайшетского района [3]
Краеведы Тайшетского района
Школьные музеи [7]
Школьные музеи Тайшетского района
Главная [1]
Главная
РДП в социальной сети ВКонтакте [1]
РДП в социальной сети ВКонтакте
2014 [0]
2014
2015 [0]
2015
Жизнь в творческих объединениях "Радуги" [25]
Жизнь в творческих объединениях "Радуги"
Информационно-методические материалы [2]
Информационно-методические материалы
Волонтерская работа [0]
Документы педагога [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Доклад на расширенном заседании РМО педагогов ДОД

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Бирюсинска

 

 

 

 

 

 

 

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями в практике дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Подготовил:

                                                                               педагог дополнительного                     

                                                                               образования    Тун-куй-сю Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Бирюсинск

2012 год

 

     Специалисты отмечают, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Некоторые заболевания позволяют детям посещать обычную школу, другие проходят обучение в специальных (коррекционных) школах, а есть дети, которые вынуждены большую часть времени проводить в стенах своей квартиры. Учитывая особенности детей, воспитание и обучение их становится сложной задачей. Система школьного образования не имеет ресурсов для компенсации социальных и психологических отклонений детей с ограниченными возможностями. Родители не достаточно компетентны для решения сложных социально-педагогических проблем. Поэтому, именно дополнительное образование в сотрудничестве с учреждениями социальной реабилитации может взять на себя функцию социально-педагогической коррекции, адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме.

  Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, мы стараемся помочь ему поверить в себя и свои способности. Поэтому педагогической целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями, где они бы чувствовали себя в безопасности, где могли бы раскрыться творчески. Такими условиями являются занятия в творческом объединении «Журавлик». Атмосфера занятий в творческом объединении позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей. Для признания результатов творчества детей создаются условия по организации выставок работ.

    Наши воспитанники постоянно учувствуют в городских и районных конкурсах прикладного творчества. Педагог-психолог и педагог коррекционно-развивающего обучения проводят с детьми открытые занятия. Для детей с ограниченными возможностями в Доме творчества часто проводятся праздники, которые стали уже традиционными. Почти все творческие объединения учувствуют в проведении мероприятий в данной группе.

   Не маловажное значение для развития детей с ограниченными возможностями имеют коррекционно-развивающие занятия. Содержание коррекционно-развивающих занятий направлено на решение следующих задач:

- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми:

- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

- развитие познавательных процессов;

- элементарное предметно-практическое обучение, которое должно соответствовать уровню психических возможностей ребенка;

- развитие мелкой моторики рук;

- формирование познавательного и социального мотивов учения.

      В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий используются игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе, а так же авторские находки. В качестве основных методов и приемов используются:

- имитационные игры;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- дискуссии;

- беседы.

     Система воспитательной работы направлена на достижение следующих результатов:

- сформированность навыков социального поведения и мотивов учения;

- проявление творческой активности;

- осознание своей самоценности и равнозначности;

- самореализация и саморазвитие.

    Основными принципами организации коррекционно-развивающего процесса являются:

- учет общих специфических и индивидуальных особенностей нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья;

- комплексный психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушениями зрения;

- модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения;

- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, а так же методики индивидуально-подгруппового обучения;

- система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Вариативность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплектность общего процесса обучения создают единую и стройную модель социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающие занятия в творческом объединении «Журавлик» во многом напоминают занятия в детском саду, прежде всего за счет своей игровой направленности. Доля дидактических заданий и упражнений для выработки учебных умений и навыков увеличивается постепенно, хотя игровая форма занятий остается важным организационным условием образовательной среды в течение всего периода обучения.

  Занятия проводятся индивидуально или маленькими подгруппами, так как дети разные по возрасту и по развитию. Цикл занятий у нас открытый (без определения количества занятий по теме и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера. Обучение детей производится в соответствии с учебным планом, разработанным на основе программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией Бгажноковой И.М. Индивидуальные занятия связаны с коррекцией восприятия  речи, памяти и внимания, развития мелкой и общей моторики. На каждого ребенка, с которым ведется работа, составляется карта индивидуального развития, для оформления которой необходим сбор сведений об обучающемся. Общие сведения заполняются со слов матери, на основании имеющейся документации. Затем исследуется психологическая база: речь, внимание, восприятие, мышление, далее состояние общей и ручной моторики. На основе собранной информации индивидуальные занятия строятся таким образом, что бы добиться наилучших результатов, т.е. для каждого ребенка я подбираю такие задания, с которыми он может справиться наиболее успешно. Детям с задержкой психического развития и с глубоким недоразвитием интеллекта даются задания меньшей степени сложности, чем детям с нарушениями речи и слуха.

Поддерживанию интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов. Каждое занятие предусматривает использование рисуночных тестовых заданий на развитие познавательных процессов.

   В своей работе наиболее приемлемыми я считаю такие методы работы, как: рассказ, беседа, описание, объяснение педагогом и другие, в которых основная роль принадлежит педагогу. В этом случае задача обучающихся сводится к тому, что бы следовать логике рассуждений, понимать излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести. Слово педагога служит обучающимся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания. В связи с этим я  придерживаюсь следующим правилам изложения учебного материала:

- учебный материал должен быть научно достоверным;

- учебный материал должен быть изложен в определенной последовательности;

- изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, что бы быть понятным и доступным умственно-отсталым детям;

- учебный материал близок и интересен для обучающихся, я стараюсь приводить примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;

- устное изложение я сочетаю с показом наглядных пособий.

   В нашем творческом объединении есть дети с различными дефектами речи. И хотя над исправлениями этих дефектов работает специалист-логопед, я совместно с другими педагогами тоже веду  работу по коррекции речи обучающихся. Если излагать материал в быстром темпе, то ребенок не успевает за речью педагога, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ребенок перестает слушать и слышать, выключается из работы.  Моя речь должна быть проста в структурном отношении, понята детьми и немногословна. Поэтому я провожу специальную обработку учебного материала с целью наиболее полной его адаптации к индивидуальным особенностям обучающихся в данной группе.

    Для развития речи детей с ограниченными возможностями особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-развивающей работы. Систематические занятия по развитию речи проводятся по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, я внимательно прислушиваюсь к тому, о чем и как говорят дети, учу их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова. Из-за недостаточного сенсорного опыта у некоторых детей наблюдается разрыв между предметным и практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действием с ними.

   Так как основным методом сообщений новых знаний на моих занятиях является рассказ, ему уделяется основная часть занятий. Использование методов демонстрации и наблюдения позволяют формировать у детей с ограниченными возможностями здоровья умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью, обогащает чувственный опыт умственно-отсталых детей.

   Так же на своих занятиях я использую технические средства обучения. В условиях нашего кабинета мы имеем возможность просматривать кино и мультфильмы.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья недостаточно готовы к обучению в школе по общеобразовательным программам, а в нашем творческом объединении задания для каждого ребенка подбираются индивидуально с учетом их возраста, диагноза и других особенностей. В марте 2012 года на данной группе проводилось открытое занятие по теме «Пространственные ориентировки». Целью урока было научить детей ориентироваться в комнате. На занятии присутствовали дети с нарушениями речи. Так как в данной подгруппе были девочки 5-7 лет, я использовала такие игры, как «Расставь мебель для кукол», «Сервируй стол», которые были наиболее интересны именно этим детям. Все девочки любят играть в кукол, поэтому благодаря удачно подобранным заданиям цели урока были достигнуты, дети получили массу положительных эмоций.

   Особенностью организации образовательного процесса в нашем творческом объединении является включение в учебный процесс родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка и  создание системы индивидуального консультирования для родителей.

     На открытом занятии «Самый дорогой человек на свете» присутствовали дети с глубокой умственной отсталостью и синдромом Дауна. Для таких детей было важно, что бы мамы присутствовали вместе с ними на занятии и совместно с детьми выполняли задания. Благодаря этому занятие прошло успешно и дало хорошие результаты. Дети вели себя более свободно и раскованно,  успешно справились с заданием.

    На своих занятиях, учитывая контингент обучающихся, я должна ориентироваться, прежде всего, на личностное развитие ребёнка в социальном плане, стремиться помочь обучающемуся  увидеть свое место в социуме, научить его ставить перед собой цели, находить социально приемлемые для их достижения пути.

    За время существования творческого объединения «Журавлик» многие дети, которые посещали наши занятия, получили возможность обучаться в школе. Некоторые дети ходили к нам 5 и более лет, некоторые  1-2 года, и этого было достаточно для того, что бы ребенок мог пойти в школу и чувствовать себя там комфортно. Так же, коррекционно-развивающие занятия помогают детям общаться со сверстниками.  Создаются условия для того, что бы учащиеся могли заниматься с интересом, развивается способность переживать за другого, сочувствовать, стремиться оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию. Дети становятся отзывчивыми, чем дольше ребенок посещает творческое объединение, тем реже у него проявляется тревожность, агрессивность по отношению к другим детям. Если занятия проводятся индивидуально, то на перерыве между ними наши дети с удовольствием проводят время вместе, что способствует сплочению группы.

      Учитывая не равные возможности и способности детей, педагоги нашего Дома детского творчества намерены каждому из них дать столько, сколько он сам сможет взять.

 Посещая комнату общения, дети общаются друг с другом, с педагогами, со здоровыми детьми и  родители видят, что проблемы не только у них. Общение сплачивает их,  они  находят много  друзей. В этом году родители привели к нам много маленьких детей с ограниченными возможностями здоровья, это говорит о том, что такой центр общения нужен нашему городу, он востребован.

 

 

Категория: Метод разработки | Добавил: Пользователь (16.01.2013)
Просмотров: 814 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz